Был у Рахманинова в начале 90-х годов 19 века друг-приятель Петр Лодыженский (тоже композитор, но не знаменитый), которому Сергей Васильевич посвятил свое "Цыганское каприччио" для симфонического оркестра.
А у Петра Лодыженского была свояченица, знаменитая цыганская певица Надежда Александровна,с которой Рахманинов дружил.
По его настойчивым просьбам она часто пела ему таборные цыганские песни, приводившие его в восторг.
Но это лишь присказка.
А в "сказке" самый главный персонаж - Анна Александровна, сестра знаменитой цыганской певицы,жена Петра Лодыженского.

И восемнадцатилетний Сергей Рахманинов безоглядно влюбляется в жену своего друга и посвящает этой кроткой и ласковой женщине с огромными черными глазами свой романс "О нет, молю, не уходи!"

Однако при самом нежном отношении Рахманинова к Анне Лодыженской сердце его не сгорало без оглядки любовным огнем - его первая любовь шла "параллельным курсом", а звали ее Верочка Скалон.

Свидетельством этой первой любви Рахманинова служат 100 (сто!) любовных писем Рахманинова к не и трагическая судьба этих любовных посланий.
Три сестры Скалон впервые встретились с Рахманиновым - семнадцатилетним студентом Консерватории - в Ивановке (Тамбовская губерния) летом 1890 года.
О событиях июня-июля того года, вернее, о том, что происходило с одной из трех сестер Скалон - Верочкой, которую Сергей Васильевич окрестил "моя Психопатушка", рассказала в своем дневнике тех дней сама Верочка Скалон.
Вот фрагменты из ее дневника:
20 июня: "Господи! Что со мной?! Уж не схожу ли я с ума? Неужели это - любовь? Боже, как все странно.
Я знаю одно… Я люблю его!"
28 июня: "Мне грустно и досадно… Я начинаю бояться, что Сергей Васильевич ко мне совсем равнодушен.
О, это было бы ужасно! Неужели это любовь?! Но ведь тогда это - одно мученье! Господи, помоги мне!.
" 9 июля. "Боже, что я почувствовала, когда он вдруг ласково прошептал:
"Ах, с какой радостью я увез бы мою Психопатушку на край света!..
" Сердце мое забилось так сильно, что я чуть не задохнулась… Мои мучения кончились!
У меня с сегодняшнего дня на сердце - рай! Он меня любит!"
Ну, разве же можно не загореться, если тебя беззаветно любит юное прекрасное и доброе существо?
И Сергей почувствовал сердечное пламя юной подруги - ответил ей взаимностью.
Своей милой "Психопатушке" он посвятил в то изумительное для них лето в Ивановке созданный там же романс "В молчанье ночи тайной" (на стихи А. Фета).
Слова и музыка этого романса были столь интимны и откровенны, что уже целое столетие они зажигают души многих людей.
Но, увы, сердечный пожар Сергея Рахманинова погас уже через два года - он увлекся другой "девой сердца".
Верочка так и не смогла разлюбить Сережу (до смертного своего часа, который в ее судьбе пробил прискорбно рано,в 1909-м году, когда ей только-только исполнилось 34 года).
А за десять лет до своей непредвиденной кончины, в 1899 году, выйдя, по настоянию родителей,замуж за друга рахманиновского детства Сергея Толбузина, Верочка сожгла все сто писем к ней от Сергея Рахманинова, которые она дотоле хранила как неоценимую драгоценность.
Эти сто любовных писем кумира ее души и сердца, Сергея Рахманинова, унесли тайну ее любви и не столь долгой его взаимности.

…Шел 1893 год.

На стихотворение Пушкина "Не пой, красавица, при мне", дышащее страстно выраженной любовной тоской, Сергей Рахманинов написал изумительный романс, который, будучи услышан хоть раз, остается с человеком навсегда.

20-летний композитор посвятил его Наташе Сатиной - она была его двоюродной сестрой.
21 апреля 1902 года Сергей Васильевич выехал из Ивановки в Москву, а уже через неделю…
О том, что произошло через неделю, десятки тысяч людей впервые узнали лишь через 72 года,в 1974 году (когда Рахманинова уже не было в живых) из опубликованных воспоминаний Наташи Сатиной,ставшей женой Рахманинова.
Вот фрагмент из воспоминаний Натальи Александровны:

"Мы венчались на окраине Москвы 29 апреля 1902 года в церкви какого-то полка.Я ехала в карете в венчальном платье, дождь лил как из ведра;в церковь можно было войти, только пройдя длиннющие казармы.
На нарах лежали солдаты и с удивлением смотрели на нас.
После венчания мы быстро переоделись, проехали прямо на вокзал и взяли билеты на Вену".
Почему же потомственный дворянин Сергей Рахманинов венчался с девицей Наташей, дочерью статского советника,как Ромео и Джульетта, тайно в церквушке 6-го гренадерского Таврического полка?
Романтика юности?
Но ведь Наташе было уже 25 лет, а Сергею - 29!
Дело в том, что влюбленные очень спешили: они боялись, что венчание и свадьба могут сорваться:ведь Наташа была двоюродной сестрой Сергея, а на брак родственников требовалось по тем временам личное разрешение государя-императора России.
Прошение было послано, но жених и невеста не стали дожидаться ответа от царя - и рискнули,несмотря на угрозу больших неприятностей.
Значит, пылала факелом кровь, а любовь сжигала все страхи?!.
Людмила Ростовцова, дальняя родственница Сергея Рахманинова, сестра уже известной читателю Верочки Скалон,писала полвека спустя:
"Сережа женится на Наташе. Лучшей жены он не мог себе выбрать. Она любила его с детских лет, можно сказать, выстрадала его.
Она была умна, музыкальна и очень содержательна. Мы радовались за Сережу, зная, в какие надежные руки он попадает…"
Сергей Васильевич "завизировал" эту характеристику его жены (хотя он не читал того письма:если Пушкин называл свою жену Натали, "чистейшей прелести чистейший образец",то Рахманинов именовал свою Натали "добрый гений всей моей жизни". За 25 лет творчества в России (с 1891-го по 1971-й) Сергей Рахманинов написал более восьмидесяти романсов,а за последующие четверть века за границей (с 1917-го по 1943-й - год кончины) он не создал ни одного.
Почему? Трудный вопрос.Из 80 романсов Рахманинова, собранных в трехтомном каталоге, шестьдесят шесть имеют точный адрес -посвящение кому-то.
Только тринадцать романсов Рахманинов не имеют посвящения.
И среди всех 80 романсов особняком стоит один-единственный, самый загадочный романс Рахманинова "Здесь хорошо",посвященный таинственной и до сих пор не разгаданной "Н".
Какие причины заставили Рахманинова намертво зашифровать адресата посвящения одного из самых светлых,самых весенних по настроению своих творений?
Написан этот романс на стихи поэта Галины Галиной (настоящее имя ее - Глафира Адольфовна Эйнерлинг, 1873-1942).
Читая посвящения на автографах романсов Рахманинова, невольно замечаешь, какие же разные и яркие женщины боготворили Сергея Васильевича Рахманинова - и как музыканта, композитора, и как человека.
В тот судьбоносный для Рахманинова апрель 1902 года, чуть ли не в один и тот же день, с негромким,но завораживающим душу слушателя гимном любви "Здесь хорошо" возник, как будто по глубинному контрасту,романс "Пред иконой" - о трогательной, пылкой, сжигающей душу безответной любви прекрасной девушки,достойной поклонения.
И здесь вышло по афоризму самого Рахманинова: "Красивая женщина - источник вечного вдохновения": Невыразимая безысходность звучит в этих строках, особенно в двух последних:даже сам Христос Спаситель не в силах помочь несчастной девице, сгорающей, как свечечка, от неразделенной любви.
Романс этот (на стихи Голенищева-Кутзова) Рахманинов посвятил Марине Ивановой (Маше) -служанке в семье Рахманиновых.
Она была дочерью кухарки, служившей в имении Сатиных.
Когда же Сергей Васильевич женился на Наташе Сатиной, Марина (Маша) перешла на службу к Рахманиновым.
Она была способная, умная, много читала, посещала театры, концерты, хорошо знала имена и произведения лучших композиторов.
Но выше всех на свете ставила Сергея Васильевича - преданности и любви ее к нему не было границ.
Рахманинов сам души не чаял в Маше, но не более: ведь сердцу не прикажешь.
Трагедию же ее любви к нему он осознавал, и доказательством этому служит романс "Пред иконой",который он и посвятил Маше.
Другому своему большому другу, очаровательной княжне Александре Ливен Рахманинов посвятил, написанный одновременно с романсом "Пред иконой" романс "Отрывок из Мюссе" (Альфред Мюссе - французский поэт (1810-1857).
В апреле 1915 года Сергей Рахманинов написал "Вокализ" - чудеснейший романс без слов - и посвятил его несравненной Антонине Неждановой.

И после этого композитор умолк…
Наступила жестокая депрессия, обострившаяся из-за кончины его дорогого старшего друга Сергея Ивановича Танеева.
Почти полтора года Рахманинов не садился за рояль.
Летом 1916 года он пишет Александру Гольденвейзеру: "У меня ужасное настроение.Тоска… Тоска! Дошел до той точки, когда ни с работой, ни с собой совладать уже не мог".
И вдруг через несколько недель после этих горьких, мучительных признаний - взрыв творческой активности!
С 12 сентября 1916 года всего лишь за две с половиной недели Сергей Васильевич создает цикл прелестнейших романсов с совершенно новым музыкальным содержанием.
Теперь, в дождливые сентябрьские дни 1916 года в душе Рахманинова расцвел радостный май.
И глаза Сергея Васильевича останавливаются на стихах Валерия Брюсова, звенящих восторженным поклонением женщине:

Ты - Женщина. И этим ты права,
От века убрана короной звездною,
Ты в наших безднах - образ божества!
Мы для тебя влечем ярем железный,
Тебе мы служим, тверди гор дробя,
И молимся от века - на тебя!

Депрессии как не бывало!
Какая же небесная сила наслала на Рахманинова эту очищающую, весеннюю, солнечную грозу?!
А случилось вот что: во второй половине июня 1916 года Сергею Васильевичу в номер гостиницы "Россия"в Кисловодске посыльный доставил роскошнейший букет роз с приколотой к нему запиской от молодой певицы Нины Кошиц.
И в музыкальной душе Рахманинова мгновенно зазвенел когда-то слышанный им голос ее - сопрано удивительно глубокого и свежего тембра, с легкостью и невыразимой красотой звучавший в широчайшем диапазоне.
В памяти его мгновенно встали во всем великолепии два сольных концерта обворожительной, веселой, шаловливой певицы, на одном из которых она пела его, Рахманинова, романсы - под его же аккомпанемент!
И для него "воскресли вновь и жизнь, и слезы, и… любовь"?!
Сергей Рахманинов жгуче почувствовал, что его "руки тянутся к перу (композиторскому), перо - к бумаге!"
Он понял: чтобы дать выход нахлынувшим мыслям и творческим помыслам, нужно немедленно уехать туда,где всегда легко и быстро пишется, - в Ивановку!
И уже первого сентября из Ивановки летит очередное письмо к Нине Кошиц:
"Много-ува-жаемая Нина Пав-лов-на!.. Или, милая Ниночка. Нинушка!"
И далее в письме - развернутый план целого цикла концертов с Ниной Кошиц, и в них она (под его аккомпанемент!)будет петь специально для нее отобранные Сергеем Васильевичем романсы, а главное - те шесть романсов,которые он - для нее! - уже творит в порыве страстного вдохновения две с половиной недели.

Вот эти: "Ночью в саду у меня" на стихи Исаакяна в переводе Александра Блока;
"К ней" на стихи Андрея Белого;
"Маргаритки" на стихи Игоря Северянина;
"Крысолов" на стихи Валерия Брюсова;
"Сон" Федора Сологуба,
"Ау" Константина Бальмонта.
И весь этот цикл, все шесть романсов Рахманинов посвятил - ну, конечно же, Ниночке Кошиц, Нинульке!..
В октябре 1916 года Москву взбудоражили два первых блестящих, прошедших с ошеломляющим успехом сольных концерта Нины Кошиц с аккомпанировавшим ей Рахманиновым.
А потом последовали искрящиеся радостью и вдохновением их концерты в Петербурге, Киеве, Харькове…
Попробуйте, читатель, представить себе заполненный до отказа блестящей публикой огромный концертный зал,со сцены которого ослепительная красавица 22 лет своим роскошным сопрано рассказывает миру о взаимной любви языком посвященного ей романса со сказочным названием "Крысолов", автор которого за роялем с напряжением вторит завораживающему голосу певицы.А с ее прелестных, зовущих губ льются слова:
В час, когда уснет земля, Встречу гостью дорогую, Вплоть до утра зацелую Сердце лаской утоля…
Романсы для концертов с Ниной Кошиц выбирал ведь сам Рахманинов, лично!
И уж конечно, выбор был целенаправленным и откровенно интимным.
Шесть романсов, посвященных Нине Кошиц, свою лебединую песню, спел Рахманинов с ней, с Ниночкой, в России.
Шесть самых последних в жизни.
И в этой "лебединой песне" Сергей Васильевич распрощался и со своей последней любовью (так получилось).
И на память Рахманинов подарил Ниночке Кошиц тетрадь с эскизами своих вокальных жемчужин.
Он собирался преподнести ей еще один бесценный подарок - прелестнейшие "этюды-картины" для фортепьяно,но вовремя опомнился: в обществе назревал "вкусный скандальчик"
(нашу творческую интеллигенцию хлебом не корми - дай только вдосталь наглотаться сплетен):
Сергей Васильевич настойчиво проявлял на публике признаки влюбленности в Нину Кошиц,что было мгновенно раздуто в пересуды и сплетни, которые оставили след даже в дневниках,письмах и воспоминаниях некоторых современников.
Иные из них, так называемые мемуаристы, называют эпистолярные отголоски тех событий "легендой" -вроде бы в оправдание некой "слабости Рахманинова".
А по-моему, надо благодарить Судьбу за то, что она подарила талантливой певице Нине Кошиц и гениальному композитору и пианисту Сергею Рахманинову светлые, наполненные радостью творчества часы и дни,
когда Рахманинов сумел создать и спеть (!) свою финальную красивейшую романсовую песню. Ведь не явись его Нина, Ниночка, Нинушка - не было бы этого чуда.
После головокружительного концертного турне с Ниной Кошиц за все оставшиеся 26 лет жизни Рахманинова (с 1917 по 1943 год) он не создал ни одного романса.
Нина оказалась последней в его жизни женщиной - источником бурного и плодотворного вдохновенья.
И ещё о личной жизни Рахманинова. Его родной внук Александр рассказал одну страшную тайну о своем деде.
Эту тайну супруга Рахманинова хранила до самой смерти, она завещала предать ее гласности только спустя 50 лет после ее смерти, т.е. 2000-го года.
Для всех Наталья и Сергей Рахманиновы считались идеальной парой, они воспитывали детей,всегда были рядом друг с другом.
Но на самом деле у Рахманинова была любовь на стороне.
Когда провалилась его первая симфония, у композитора началась страшная депрессия.
Несколько лет он не создавал музыку, поэтому жена попросила его съездить к доктору Далю, чтобы пройти несколько сеансов гипноза.
Но у этого доктора была красавица-дочь.
Рахманинов зачастил на приемы доктору, скрывая то, что на самом деле он ездит на свидания с девушкой.
В итоге свой второй концерт Рахманинов посвятил любимой музе, и на каждый концерт получал неизменный букет цветов от одной из своих любимых женщин.
А когда больной Рахманинов умирал, его жена сама послала за своей соперницей, чтобы он мог проститься с ней.
Жена и "муза" стояли вместе у постели умирающего Рахманинова.

АВТОР СТАТЬИ: ОЛЬГА ГОЛОВЕНКИНА